Обманки лямбда зонда
Лямбда зонд или датчик кислорода (ДК) являются неотъемлемыми составляющими выхлопных систем с экологическим стандартом EURO-4 и выше. Лямбда-зонды позволяют контролировать уровень содержания кислорода до и после прохождения катализатора. Если машина соответствует стандарту EURO-4, то в выхлопной системе будет как минимум два лямбда-зонда - один до катализатора, а второй после него.
Как и многие другие части выпускной системы автомобиля лямбда-зонд не подлежит ремонту. В случае его непригодности он меняется на новый. Типичные ошибки, которые появляются в этом случае - P0130 - P0167.
При замене катализатора на пламегаситель, а также при его физическом удалении, величина сигнала, поступающего от второго лямбда-зонда будет совпадать по значению с первым. Это приведет к появлению так называемых ошибок катализатора (P0420 - P0430). В таком случае двигатель переходит в аварийный режим работы. Стехиометрический коэффициент топливной смеси начинает рассчитываться электроникой машины по табличным параметрам, а не по данным от датчиков. В итоге расход топливо увеличивается, а сам двигатель работает нестабильно.
Существует два варианта подавления такой ситуации. Первый заключается в установке на датчик кислорода устройства (называемого обманкой), которое скорректирует поступающий от ДК сигнал. Существует два типа обманок - механические и электронные.
Механическая обманка лямбда-зонда (фото 1) представляет собой проставку определенного размера из бронзы. В ее объеме находится керамическая крошка с каталитическим нанесением, способная ускорять процесс дожига вредных веществ. Суть метода заключается в том, что отработанные газы попадают в объем проставки через маленькую дырочку. В ее объеме излишки CO и CH окисляются кислородом и его концентрация уменьшается. Это приводит к изменению синусоиды сигнала и электроника считает, что работа катализатора протекает в штатном порядке.
Фото 1. Механические обманки по сути являются миникатализаторами, которые стоят перед вторым ДК и доводят концентрацию O2 (кислорода) до нужных величин.
Электронная обманка лямбда-зонда (эмулятор катализатора, фото 2) - современное микропроцессорное устройство, предназначенное для обеспечения корректной работы системы управления двигателем автомобиля (а не только для предотвращения появления ошибки при самодиагностике) в условиях, когда катализатор неисправен или удален. По сути, это однокристальный микропроцессор, который знает, что
Фото 2. Электронная обманка за счет минимальных размеров скрытно устанавливается в разрыв цепи ДК - лямбда-зонд.
Второй вариант заключается в изменении программы PCM за счет исключении из нее расчетов поправок дозировки от сигнала заднего датчика кислорода. Необходимо поставить прошивку, в которой коррекция рассчитывается только по сигналу датчиков кислорода, стоящих перед катализатором, исключив из нее учет сигнала заднего ДК, что автоматически ликвидирует возможность записи кодов ошибок катализатора (P0420 - P0430).
В порядке исключения на некоторые модели можно найти такие заводские прошивки. На подавляющее большинство автомобилей таких программ РСМ уже нет, так как они не соответствуют современным экологическим стандартам. Соответственно, все те прошивки, которые предлагаются сегодня на рынке созданы местными "кулибиными" и могут в итоге серьезно навредить двигателю автомобиля.
Поэтому, мы настоятельно рекомендуем использовать обманки, а не прошивать ЭБУ автомобиля. Просьба не путать это с ситуацией, возникающей при удалении сажевых фильтров (дизельные машины). В последнем случае перепрошивка ЭБУ может быть единственным правильным решением. происходит с выхлопными газами при прохождении катализатора и, согласно этому, обрабатывает сигнал с первого датчика содержания кислорода, формируя выходной сигнал подобно тому, который бывает на втором датчике при исправном катализаторе.